пятница, января 20, 2006
Точнее, не на золотом крыльце, а в промерзшем помещении сидели: Трудное счастье (я, из образований-знаний: физика, биология-физиология, языки, дизайн), Лена (образования - журналистика, языки, право), Дина (экономика, ПиАр, аналитика) и Миша (электромеханика, ПиАр, реклама, что-то еще - честно не помню) и в свете похолодания активно разминали мозги, пытаясь помочь подготовиться к экзамену по логике другу. В финале рассказок о том, кто как это сдавал, тестов и задачек - решили все вместе проанализировать что-нибудь известное. Выбор пал на детскую считалочку:
Эта история с самого начала обещает быть очень понятной. Перед нами ряд натуральных чисел в бесспорной последовательности:
"Раз, два, три, четыре, пять..."
Тут нечего возразить. Начало обнадеживает: сразу видно, что рассказчик --человек без опасных, так сказать, отклонений, за него можно быть спокойным.В самом деле, "Раз, два, три, четыре, пять..." -- серьезная заявка: это заявка на то, что все последующие события будут поведаны лицом, любящим точность и находящим вкус в стройном изложении фактов. Не надо, дескать,опасаться: нить повествования в надежных руках.Итак:
"Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел Зайчик погулять..."
Что ж, очень мило - и никаких претензий: вышел так вышел, погулять так погулять. Впрочем, "погулять" ему, со всей очевидностью, не удалось -удалось только "выйти", поскольку тут же, без предупреждения, откуда чтоназывается ни возьмись появляется Охотник. Эта информация вводится немножко резко:
"Вдруг Охотник выбегает,
Прямо в Зайчика стреляет!"
Выбегает, значит, как сумасшедший и ни с того ни с сего стреляет! Видимо,сидел подкарауливал Зайчика (к Зайчику сразу же появляется сострадание) и потом выстрелил прямо в него. "Прямо" - очень важное слово, запомним его. То есть выстрел, как говорится, наповал. Надеяться не на что, о чем так и сообщается:
"Пиф-паф, ой-ой-ой,
Умирает Зайчик мой"....
Чего и следовало ожидать. Мы застаем мучения Зайчика, так сказать, в процессе: пока он умирает, но непременно умрет, ибо в него стреляли прямо! И сострадание наше растет - вместе с состраданием рассказчика, который, увлекшись, даже называет Зайчика своим (ср.: "умирает Зайчик мой"). Кстати, это единственный случай интимизации повествования, т.е. любовного приближения повествователя к предмету повествования. Но тут-то логика - столь безупречная до сих пор - и начинает хромать, причем хромать внезапно и очень ощутимо, поскольку нам без всякого перехода сообщают:
"Привезли его в больницу..."
И дело даже не в том, что зайцев не возят в больницы, - такое утверждение было бы с нашей стороны форменной придиркой: перед нами ведь все-таки художественное произведение! - дело в том, что совершенно непонятно, кто это они, которые стоят за словом "привезли", употребленным во множественном числе, и откуда они взялись там, где "гулял" Зайчик, а также "выбегал" и"стрелял" Охотник. До настоящего момента нам о них ничего не сообщалась, словно бы их и не было вовсе. Оказывается, были. Оказывается, молча наблюдали за происходившей в лесу трагедией. Наблюдали - и не вмешивались. А потом повезли умирающего Зайчика в больницу - лицемеры! Показное эдакое сострадание... Причем из лесу в больницу повезли, за тридевять как бы это сказать земель. И долго, наверное, везли...А Зайчика уже невыносимо просто жалко. Сумеют ли его спасти? Или всего-навсего констатируют факт смерти - и дело с концом? Но тут-то вот события как раз и приобретают самый неожиданный оборот, заставляющий усомниться в правдивости рассказчика и, может быть, даже в его - грубо говоря - вменяемости. Смотрите сами:
"Привезли его в больницу,
Он украл там рукавицу..."
В высшей степени странная для умирающего форма поведения. Существо, которое уже почти на том свете, крадет, причем крадет не что-нибудь, в чем оно остро нуждалось бы в данный момент (например, ампулу с новокаином, который прекратил бы боли!), а... дико даже представить себе это! - ру-ка-ви-цу! Во-первых, абсолютно не ясно, почему больница оказывается местом, где наличествуют рукавицы, - не котельная все-таки! А во-вторых, прямо-таки изумляет тот факт, что в столь критической ситуации Зайчик внезапно начинает испытывать такую острую потребность в предмете, отнюдь и отнюдь не отвечающем ситуации. ... Рукавицу, к тому же только одну! Невероятно.Этот акт первой кражи тревожит. Тревожит и несколько, мы бы сказали, подрывает авторитет Зайчика, которого мы вроде как уже успели полюбить и тут же похоронить. Получается, Зайчик не вполне таков, каким мы его себе представляли. Он вор! Впрочем, очень может быть, что мы имеем дело скакой-нибудь роковой случайностью, которая незамедлительно даст о себе знать: Зайчик, например, пребывает в бреду и не отвечает за свои действия...Ничего подобного. Ситуация не проясняется, и к разговору об украденной рукавице мы больше не вернемся. Факт, как говорится, совершен. Прискорбно. А повествование продолжается:
"Привезли его в палатку..."
Что же, стало быть, из больницы увезли и привезли в некую "палатку". Не в палату - больничную, - а в "палатку", туристическую скорее всего: сомнительно все-таки, чтобы повествователь с помощью уменьшительного суффикса столь некстати намекал на убогость нашего больничного быта или испытывал особую нежность к больничным палатам! Оставим этот странный суффикс на совести рассказчика. Странно другое: непонятно, на каком основании Зайчика из больницы увезли. В больницу ведь не для того привозят,чтобы дать возможность украсть рукавицу. И потом, почему вообще такой необычный маршрут: из больницы в туристическую палатку, на лоно, извините завыражение, природы? Есть, между прочим, и еще одна несообразность: чего это умирающего - пусть даже укравшего рукавицу! - Зайчика возят туда-сюда? Насчет больницы вопросов не было, но вот злополучная эта "палатка"!... Объяснить все эти странности мало кто возьмется. Никто, пожалуй, не возьмется, особенно когда узнает о дальнейших событиях, которые развиваются с головокружительной быстротой:
"Он украл там шоколадку..."
Палатка, значит, была торговая, что-то вроде автолавки. Впрочем, это уже никому не важно. Важнее другое: действия почти покойного Зайчика (которого отныне начинает хотеться называть Зайцем, поскольку симпатии к нему едва лине безвозвратно утрачены) приобретают устрашающую регулярность. Заяц ворует все, что плохо лежит. Он клептоман. Впрочем, и это не самое важное! А самое важное то, что Заяц, со всей очевидностью, не умирает. Но ведь Охотник стрелял прямо в него! И нам было сказано, что от этого выстрела наповал Заяц незамедлительно начал умирать! Похоже, нас дезинформировали или, во всяком случае, недоинформировали по вопросу о поразительной живучести безобразного этого Зайца... И уж совсем невозможно взять в толк, почему кражи свои живой и здоровый как бык Заяц совершает при явном попустительстве окружающих! Они явно сквозь пальцы смотрят на его проделки. Может быть, они все еще заблуждаются, считая состояние Зайца критическим? Но ведь факты же вопиют! Вот тут и становится окончательно понятно: Заяц - симулянт. Он воспользовался случайным выстрелом случайного Охотника (помните: "Вдруг Охотник выбегает...") в корыстных целях: чтобы безнаказанно тащить отовсюду что ни попадя. Экий отвратительный тип! И как только мы могли испытывать к нему сочувствие? А попустительство окружающих продолжается:
"Привезли его домой..."
Оставим в стороне вопрос о том, почему "домой" (а не, допустим, в тюрьму,что логичнее!), - пусть даже эта "доставка на дом" сама по себе кажется просто кощунством, - прочтем лучше последнюю строку безумного этого сочинения:
"Оказался он живой!"
Ничего себе "оказался"! Он уже раньше "живой" оказался. Он был живой все это время: и когда умирал, и когда крал. Тогда уже не было никаких сомнений: мертвые не крадут. А интересно, этим вот сведением, что "оказался он живой", от нас чего добиваются? Чтобы мы испытали чувство облегчения или радости за "Зайчика"? Да пропади он пропадом, аморальный этот Заяц, вор и симулянт! Лучше бы он умер там, где "вышел погулять", - тогда мы не испытали бы такого жестокого разочарования... Конечно, история могла бы иметь и другой конец: дескать, привезли его в больницу, вылечили, он вышел оттуда как новенький, отправился в лес, затаился в кустах и загрыз случайного охотника... даже двух или трех охотников. Но такой конец тоже какой-то странный...
17 Заметки:
я слышала версию без больниц-палаток. купированную. так проблем с логикой - менее;)
я тоже не знала продолжения про руковицу...
но оказалось, что это моя детская лень - мол, чтобы считалка была короче:)
А по-моему, всё в ней логично. Заяц был домашний, вышел погулять с хозяином. Охотник выстрелил прямо в зайца - да, но ГДЕ сказано, что попал в него??? ГДЕ??? Может у зайца просто шок был? В больнице, куда его привёз хозяин, он оклемался. Украл в приёмном покое рукавицу - возможно, была зима!!! И он мёрз!!! В палатке (это же ветеринарная клиника, там не большие палаты, а маленькие палатки для маленьких зайцев) стащил шоколадку у соседа по койке - ну проголодался зверь!!! Так что ж?
А насчёт того, что его после этого повезли домой (ну без осмотра там, зашития ран, уколов и т.д.) - так это просто МОНТАЖ!!! Чтобы не травмировать хрупкую детскую психику разными больничными манипуляциями. Тем более, что там быстро разобрались в состоянии его здоровья.
Не бы просто порадоваться такому счастливому концу истории. Ещё и моролизируют...
JiMKE, а если бы в тебя стреляли? Неужели бы ты не испугался? Не упал? Не притворился бы мёртвым, чтобы не добили, пока не прибегут джрузья на помощь?
НЕТ УЖ! Заяц не дурак!
А я вообще никогда не звдумывался что в детских счилалочках может быть смысл :))) Да, детьми их просто использовали по прямому назначению и не очем не думали.. Зайчик, и зайчик; живой, и живой, подумаешь.. Единственное - зайчик точно не симулировал! Не фиг вообще трогать зайцев! (Ну, Погоди! помните? Волк жестоко поплатился). Из считалки скорей всего вывалилась какая-то часть. Смотрите:
"Пиф-паф, ой-ой-ой,Умирает Зайчик мой" - эти слова произносит самоуверенный охотник после своего выстрела. А дальше явный пропуск, чего-то не хватает, разве вы это не чувствуете. Вобщем не буду тянуть - все дальнейшее повествование которое дошло до наших дей относится уже к ОХОТНИКУ!!! Да, да.
Вывод: Пусть вобщем живут себе зайцы в своем лесу и гуляют когда захотят. Не трогайте их!
Анхоли. только не говори. что тебе нравился зайчик-мальчик-пионер-отличник. Волк с его харизмой, хиппующий лоботряс и хулиган - ну. разве он не прелесть?:)
Это что...
Лучше Мурзилку было читать:
1. Чтобы спереди погладить, нужно сзади полизать. (Почтовая марка)
2. Кругом волоса, посредине колбаса. (Кукуруза)
3. Сверху черно внутри красно, как засунешь так прекрасно. (Галоши)
4. Волос на волос, тело на тело и начинается темное дело. (Веки)
5. То холодный - то горячий, то висячий - то стоячий. (Душ)
6. Туда - сюда - обратно, тебе и мне приятно. (Качели)
7. Что ты смотришь на меня? Раздевайся, я твоя! (Кровать)
8. Волосатая головка за щеку заходит ловко. (Зубная щетка)
9. Мы - ребята удалые, лазим в щели половые! (Веник)
10. Лежит на спине - никому не нужна. Прислони к стене - пригодится она. (Лестница)
11. В темной комнате, на белой простыне 2 часа удовольствия. (Кино)
12. Ты помни его немножко, станет твердым как картошка. (Снежок)
13. Возьму его в руки, сожму его крепко - он станет упругим и твердым как репка. (Снежок)
14. Красная головка в дырку лезет ловко (Дятел)
15. Маленькая, черная, сморщенная - есть у каждой женщины. (Изюминка)
16. Если б не бабушкины лохматушки - мерзли бы дедушкины колотушки. (Варежки)
17. Hе хрен, не морковка - красная головка. (Пионер в пилотке)
18. Сзади подошел, сунул и пошел. (Тапочки)
19. Как хорошо тебе и мне, когда лежишь ты на спине... (Ежик с яблоком)
20. Беру двумя руками, сую между ногами... (велосипед)
21. У какого молодца утром капает с конца. (кран)
Максим - я рыдала;)Хорошо, что таких загадок не задают современным детям:)
Оль- и я в клуб любителей волка;)
Анёлка - не, даже вороватый заяц-симулянт (т.к. в состоянии шока врядли бы он позарился на рукавицу) мне не импонирует:))
Лизард - привычка анализировать данные не хочет спать в момент прочтения сказок и считалок - постоянно возникают вопросы:)а вообще - согласна, охотника на мыло!
Современные дети просто сразу дают "правильные" ответы ;)
Еще бы - продвинутые они стали;)
только все-таки какой-то доли детства они лишены...
Не, конечно я за волка!!! И за бедного котика из Тома и Джерри (и я жутко радовался тем редким моментам когда ему удовалось хоть чуть-чуть поиздеваться над злобным мышонком :)) !!!
Да и тут я говорю что жертва на самом деле не заяц а охотник. И тут уж охотника желеть надо (еще бы после непотребства совершенного над ним рассерженным зайцем, ему в отключке стали мерещится больницы, палатки, но все обошлось... "привезли его домой, оказался он живой" - тут рыдать надо над таким горе-охотником, на одном волоске был" :)))
:))) Анхоли - респект! Мне такое и в голову не пришло! Может идею охотника развернешь?;)
Анхоли, респект,так и представила животрепещущую картину бедного измененного сознания. не вынесшого потясения :)
:)))
Ладно могу и развернуть, хотя и так все ясно.
-считалка изначально была "взрослая" (по типу как есть же сказки для взрослых)
-детям досталась урезанная цензурой версия (некоторые вещи в считалке не были предназначены для детской психики)
-взрослые считалочками не пользуются поэтому оригинал был забыт
-ключевой кусок считалки отсутствует между 6-й и 7-й строчкой
-Строки 5-6 произносит вслух охотник после выстрела, встав в театральную позу и закатив глаза. На слове "умирает" прижимает руку к сердцу.
-Тишина. Пауза. Жуткая тишина (стих ветер, перестали петь птицы).
-Возможно охотник успевает открыть глаза. Возможно даже успевает осознать весь УЖАС, непростительной ошибки - промазал! Возможно даже судорожно пытается перезарядить ружье...
-очевидно не успевает...
-дальше сами фантазируйте! :)) (могу подсказать - вспомните просто жутчайший момент перевоплощения в "Ну, погоди!" доброго зайца-робота, и вспомните злого... :)))
Ой ёёё.... это ж сценарий прямо!
Супер!
Ну не знаю
Просто по-моему это наиболее логичное объяснение :)
З.Ы. (чем больше подробностей, тем более логично ;)
Все-таки это надо как-то вывесть в образ:)) живой картинкой:) Экранизировать, в общем:)
Отправить комментарий
<< Обратно