воскресенье, января 22, 2006

одна голова - хорошо, а две - смотря какие....

- Ты читала Лермонтова, "Мцыри"?
- Очумел?? Три часа ночи!
- Ну, я смотрю у тебя аська включена...
- Ага, светится. Буйным светом. Предупрезжает, что зеленый - трамваям! Чего тебе?
- Слушай, а Лермонтов у тебя есть?
- А то, блин! Полное собрание. Я его по ночам перечитываю регулярно, чтобы не уснуть
- Ну у тебя же книжек до хрена! Ну поройся на полках, может, найдёшь Лермонтова-то!
- Имей совесть! Ищи в инете!
- У меня сестра завтра сочинение сдать должна... У них училка на раз определяет, что инет или готовые... Спасай, а?
- Про Мцыри? А чего ребёнок до сих пор делал?
- Врал, что ничего не задали.
- А чего я должна делать? Поднимать ее в три часа ночи и нотацию читать?
- Завтра прочитаю. А сегодня надо сочинение написать. "Духовный мир Мцыри".
- И чего у него за духовный мир?
- А я помню, что ли?!
- А я?! У меня школа была давно и неправда...
- Ну ты же всегда на литературных олимпиадах побеждала, статьи писала, неужели ты какое-то школьное сочинение не сочинишь?!
- Если я сочиню сочинение так же, как пишу статьи, то твою сестру завтра из школы выгонят.
- Ну придумай что-нибудь! Ну котенок, ну солнышко... что хочешь сделаю, а?
- Ладно. Давай вспоминать. Значит, этот Мцыри в горах был, да?
- Ага. Он сбежал там откуда-то.
- Из тюрьмы, кажется.
- Может, и из тюрьмы. Или он там в плену был...
- Ага. Точно, в плену. У наших, наверное. Лермонтов же на Кавказе воевал.
- Да, точно. И по ходу Мцыри там льва замочил.
- А чем кончилось, не помнишь?
- Коньки отбросил... Точно. Его, по-моему, лев покусал, а потом тоже отбросил... Все, короче, умерли. Невыразимый трагизм.
- Блин, и откуда львы в там?..
- Ну ты темнота! Это же приём такой, как его... гротеск! Не, не гротеск. Аллегория.
- Не, аллегория - это когда автор хотел сказать одно, а сказал другое, хотя и подразумевал третье, но поняли его только критики и все по-разному.
- Нет, это шизофрения. А аллегория - это когда не персонажи, а пародия какая-то. Стоп, нет, пародия - это как раз гротеск, а аллегория - это как если бы тебе гинеколог про тычинки и пестики рассказывал.
- А лев-то тут при чём?
- Я тебе чего, гинеколог? О высоком, наверное, хотел. А может, он из зоопарка сбежал.
- Кто? Мцыри?
- Может, и Мцыри. Не путай меня.... Сам запутаюсь...
- А духовный мир у него какой был?
- Ну, наверное, не очень какой. Он же помер.
- Ага, и ещё из тюрьмы сбежал... Не – деятельный
- Не из тюрьмы, а из плена. Или ещё откуда-то...
- Да, эту тему лучше не трогать.Будем без подробностей писать. В конце концов, место заключения к духовному миру не относится.
- А если училка докопается?
- Во! Вот с этого надо было начинать. Определимся с аудиторией. Давай прикинем примерный психпортрет. Итак, что мы знаем о нашем читателе? Пол, возраст, семейное положение.
- Женщина, 50, одинокая.
- Ну - минус сленг, минус нестандартность. Характер какой?
- Простой характер. Как у училки. На собраниях долго трепаться любит, жалуется. Морали читает. Всякие истории из жизни рассказывает.
- Ага, значит, экстраверт (плюс цитаты и ссылки), этик (слюней добавить), стрессоустойчива (минус эпатаж). Особые приметы? К детям как относится?
- Орёт, но бывают и хуже. Когда не бесятся, даже хвалит иногда...
- Добавим религиозного мотива. И архетипичности погуще. Дураками-бездельниками обзывается?
- И ещё циничными хамами.
- Так, значит, эмоций сопливых дольём, побольше искренних вводных, категоричность на хрен. Наш формат - старательная вдумчивость и чистосердечная наивность. Ладно, приступим. Сначала будем писать вступление. Например, так:«Несомненно, произведение Лермонтова «Мцыри» является идеальным образчиком русской литературной традиции. Однако его глубокий философский или психологический - пофиг - смысл резко выделяет его на фоне творений современников»...
- Ты откуда копируешь???
- Да, как-то стандартно слишком получается. Читатель у нас и так-то нудный, а ещё эта скукотища... Во! Давай с цитаты начнём! Ты какую-нибудь цитату помнишь?
- «Землю-крестьянам...» Ленин.
- А поближе к теме? Ты что-нибудь из философов помнишь?
- Какие на фиг философы?! Я эту муть на тройбан сдавал с пятой пересдачи.
- Чёрт, и я не помню. В голову какая-то дурь лезет. Идолы площади. Фрэнсис Бэкон.
- Да ну его в баню. Пиши: «Мудрый средневековый философ Ф.Фантиус однажды заметил: «Свобода - ценнейший дар, что даётся нам Богом, и даже Дьявол не способен отнять её у человека».
- Отлично! Слушай, а кто это сказал?
- Откуда я знаю? Главное, что после этого училка сразу же подумает, что у меня очень начитанная сестра, несмотря на пирсинг, пергидроли и хамское поведение... Она-то точно не читала философа Фантиуса.
- А вдруг читала?;)
- ???
- Ладно, проехали.... Пиши: «Так уж исторически сложилось, что жанр школьного сочинения призван служить для проверки знаний и умения ориентироваться в материале. Следуя правилам, я должна продемонстрировать эти знания и умения путём цитирования и пересказа произведения. Однако что-то мне подсказывает, что Лермонтов не одобрил бы такого подхода к заданной теме. Он был искренним и свободомыслящим человеком, лишённым страсти к казённой процедуре. Поэтому я возьму на себя смелость немного отклониться от стандартной формы. Ведь речь идёт не о сухих фактах, а о духовном мире человека». И восклицательный знак там поставь. А Фантиуса эпиграфом вынесем.
- Ух ты! Давай разовьем: «Что есть духовный мир человека? Сводится ли он только к личным переживаниям, или этот мир представляет собой нечто большее - отражение мира внешнего, культурную, общественную традицию, усвоенную с детства, отпечаток своего времени? Отчасти это так, но во все времена, видимо, есть люди, чья личность побеждает, пусть и ценой собственной смерти, устоявшийся уклад. Таким человеком, по-моему, был и Мцыри».
- Сколько там уже по объему? Давай по теме чуть-чуть для виду: «Трагедия Мцыри не была в те времена явлением уникальным. Люди во множестве гибли на Кавказе, и Лермонтов, который служил в тех местах, остро чувствовал драматизм суровой борьбы за жизнь. В душе его героя не было утончённости, присущей просвещённому городскому жителю. Мцыри с полным правом можно назвать диким горцем. Однако сущность его переживаний настолько понятна и архетипична... не, «архетипична» зачеркни, а то решит, что списала... что не может не отозваться в сердце каждого человека.Он страдал в заточении, мечтал о воле, преодолевал страх и гнёт, наслаждался краткими минутами свободы и надежды. Он принял осознанное решение, вырвался из плена и погиб в бою».
-Ага, точно! И про льва ещё, про льва надо! Это же факт!
- Да, правильно. «Битва Мцыри со львом»... Слушай, а это точно лев был? Может, тигр?
- Хм... Ну, может, и тигр... Теперь уж я не уверен....
- Зачеркни льва. И вроде это барс был. «Битва Мцыри с диким зверем демонстрирует в аллегорической форме общность двух сильных натур - мощную, не приукрашенную цивилизацией тягу к жизни. Мцыри борется за свободу и право находиться на Земле - и побеждает голодного представителя природы. Так сила духа берёт верх над жаждой насыщения. Мцыри совершает свой подвиг дважды: в первый раз - найдя в себе силы сбросить ненавистные оковы плена; во второй - победив зверя не только в горах, но и внутри себя».
- Слушай, не, это не канает. Какая там общность? Какой зверь внутри себя? Ну, сцепился он там с этим... ну, с барсом, допустим. При чём тут дух-то?
- Блин, можно подумать, ты в школе критиков не читал! У них все по стандарту: «Автор хотел сказать то, персонаж олицетворяет сё»... Где гарантии, что не в 3 ночи и не ленились за книжкой лезть?
- Ну, они же хоть произведение изучали...
- И ты изучал.
- Да, действительно... Хорошо, давай про зверя оставим. Уж больно складно получилось, жаль выкидывать.
- Давай тогда до кучи психологии дольём: «Основоположники психоанализа полагали, что решение проблемы - в её осознании.Осознав неприемлемость положения пленника и сделав решительный шаг, Мцыри, как ни странно это звучит, приблизился к счастью. Он умер с чётким осознанием того, что использовал главный шанс в своей жизни. Рискну предположить, что умирал он более счастливым человеком, чем был до побега».
- А эти основоположники и в самом деле так говорили?
- Ну, не совсем так... Ладно, давай завершать, а то эта коза утром переписать не успеет. Вот я, между прочим, все сама читала и пасала...
- Оно и видно... Надо ещё про плен написать побольше, как он страдал там... Не в плену он был, а в монастыре! Точно!
- Заменяем плен на монастырь.
- Ага, готово. Только цитат мало.
- Слушай, а у козы литература каким уроком?
- Пятым.
- Ну и отлично! Значит так, пусть она оставит место в тетрадке, в школе у кого-нибудь книжку перехватит и впишет туда любую цитату. А мы сейчас комментарий придумаем, чтоб к любой подошёл...
- Точно. Давай так напишем: «По-моему, в этой цитате как нельзя лучше отражена сущность происходящего. Лермонтов вообще с удивительной силой и проникновенностью ощущал внутреннее, духовное настроение окружающего мира: мира многогранного и цельного, включающего в себя и высокое, и низкое; и яркое, и тусклое; и неумолимую жестокость обстоятельств, и напряжение человеческого страдания».
- А говоришь, три по литературе.... Так, осталось заключение написать и водой там разбавить до двух страниц. С моралью. По типу: «Думаю, каждый, читая эту великую поэму, не раз задавался вопросом: «А что бы сделала я на месте Мцыри?» Мне трудно дать однозначный ответ. Но мысль о безысходности, которую просто нельзя принять, внушает печаль и глубокое сочувствие к герою. Я считаю, что Лермонтов хотел приблизить духовный мир Мцыри к миру каждого из нас, чтобы дать нам возможность сопереживать и через сопереживание задуматься над вечной проблемой».
Всё! Скажи потом, чего получит...

15 Заметки:

Р’ 4:11 PM, Blogger leary заметил...

что хочешь со мной делай, не поверю. что на практике так все выглядело :) это даже не гипербола;)

 
Р’ 4:37 PM, Blogger Трудное счастье заметил...

Согласна:)) Ты как всегда угадала - это из аськи сам процесс написания:)

 
Р’ 5:24 PM, Anonymous Анонимный заметил...

Здорово;) Так а оценка то какая?;)

 
Р’ 11:53 PM, Blogger Трудное счастье заметил...

В понедельник узнаем:)))

 
Р’ 6:40 PM, Blogger sten заметил...

И как? ;)

 
Р’ 10:29 PM, Blogger Трудное счастье заметил...

оказалось 5/5...
Куда смотрит минздрав?? ой, минобразование т.е....

 
Р’ 10:37 PM, Blogger Maxim заметил...

Божественно :).

 
Р’ 11:30 PM, Blogger Unholy LIzard заметил...

ЛЮДИ :))))))))) ТАК :D =) :D НЕЛЬЗЯ! :))))))

 
Р’ 12:31 AM, Anonymous Анонимный заметил...

С чем вас и поздравляю:)
Может так и нельзя, но получилось душевно;)

 
Р’ 12:40 AM, Blogger Трудное счастье заметил...

Максим, Анхоли, Ежик - спасибо:))

 
Р’ 1:34 PM, Anonymous Анонимный заметил...

Да собственно не за что;)))

 
Р’ 3:17 PM, Blogger leary заметил...

Маш, ну, вы даете, еще и ни одной ошибки :) Точно монстры, ребенке повезло ни за что не про что :)

 
Р’ 5:41 PM, Blogger Unholy LIzard заметил...

Да... а для меня всегда в школьные годы загадкой было КАК пишутся сочинения!?? (я вообще не представлял чего от меня хотят, чего я должен писать...)
Хе. Теперь я ПРОЗРЕЛ! :))) Всю правду понял.
=)

 
Р’ 2:56 AM, Blogger Трудное счастье заметил...

Ёжик, на самом деле ты права - так нельзя, но меня тут коллега-журналистка утешила, что все-таки без опреленной начитанности такое - тоже не изобразить... я предпочла понять как комплимент и поверить:)))
Оль - ну я обычно тольео запятые лишние ставлю, видимо тут проверяльщик орфографии в ворде напрягли...
Анхоли - не.... я трепло - мне всегда нравилось... проблема была в том, что литераторша ставила мне положительные оценки и "теряла" сочинения... а на все проверочные - стояла над душой и нудела - пиши не как хочешь, а как надо...
а вот на всех олимпиадах и конкурсах было действительно увлекательно... там канонов "есть мнение официальных критиков - не забудьте, что он решил" не было...

 
Р’ 1:21 PM, Anonymous Анонимный заметил...

Нет:))) это не я говорила, это сказал Unholy LIzard:)))))
> ЛЮДИ :))))))))) ТАК :D =) :D НЕЛЬЗЯ! :))))))
Но вче получилось просто отшлично:)) И конечно твоя коллега журналистка права:)))

 

Отправить комментарий

<< Обратно